Дерево — доступный и дешевый материал, который издавна используют для скульптуры, резьбы, в изготовлении игрушек, музыкальных инструментов. Многие народные умельцы украшают деревянные изделия техникой выжигания, это может быть, например, молния на дереве своими руками.
Инструменты для выжигания
Выжигают обычно двумя способами: с помощью готовых штампов и выжигалки с тонким кончиком в виде карандаша. В первом случае надо изготовить из металла штампы различной формы, что довольно сложно для домашних условий. На рисунке изображены подобные штампы, используемые для выжигания в мелкосерийном производстве.
Для овладения навыками выжигания новичку рекомендуется начинать с малого. Лучше всего сначала выжечь небольшую деревянную плакетку. Дощечку или многослойную фанеру зачищаем наждачной бумагой с обеих сторон и по краям — сначала крупнозернистым наждаком, а затем мелкозернистым, пока поверхность не станет ровной и гладкой. Композицию переносим на доску с помощью копировальной бумаги. Изображения надо делать плоскостными, упрощая и обобщая естественные формы. Их следует выполнять небольшим количеством линий. Выжигалку надо включить в розетку, а когда ее кончик раскалится — начинаем работу. Контуры изображения проводят сплошной или пунктирной линией различной толщины и глубины. Некоторые линии можно провести дважды, чтобы сделать их темнее. Большие пространства лучше заштриховывать направленными в одну сторону штрихами или добиваться равномерно выжженного фона, равномерно прикасаясь к основе.
Гуцульские свирели (фуяры, фуярки)
При обжиге образуется небольшой дымок, поэтому помещение нужно часто проветривать. Не следует слишком долго держать выжигалку под нагревом, потому что она быстро перегорит. Старайтесь после 3-5 минут работы делать небольшой перерыв, во время которого выжигалка остынет, а вы сможете продумать свои дальнейшие действия.
После окончания выжигания нужно художественно завершить работу. Для этого ее можно затонировать специальной морилкой. Иногда, особенно в народной технике, элементы выжженного изделия красят в разные цвета, а потом уже покрывают сверху лаком, как гуцульские фуяры на рисунке. Лак лучше выбирать матовый, он еще больше подчеркнет красоту работы. Хотя бывает, что по задумке художника выжженное изделие должно блестеть и поэтому нуждается в покрытии блестящим и быстросохнущим, лучше яхтовым, лаком.